Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковыряться.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.
Кто не смеялся, читая знаменитые стихи Григория Остера?
Ребенку свойственно познавать мир с первых дней своей жизни. Окружающий мир состоит для него из реальных доступных предметов, через ознакомление с которыми происходит познание мира. Самый близкий и доступный для ребенка объект - его собственное тело. Вот его-то он и начинает познавать в первую очередь. Детей часто можно застать за рассматриванием своих рук и ног, причем они их разглядывают с подлинно исследовательским интересом, и зачастую даже с каким-то удивлением. Внимательные родители отмечают эти моменты и пресекают какие-то негативные проявления интереса (например, игры мальчиков со своим половым органом, что может привести к его раздражению и, впоследствии - к онанизму). Ответственность родителей проявляется должна проявляться в полной мере в вопросах, касающихся поведения ребенка, когда он остается наедине с собой. Так, осмелюсь утверждать, что первые три года жизни ребенка взрослые полностью ответственны за появление вредных привычек. Даже если вы не заметили сразу (что, согласитесь, звучит странно!), то заметив, должны незамедлительно задуматься о причинах, а не «огнем и мечом» пытаться избавить свое чадо от последствий вашего же недогляда. Вспоминаю при этом свои детские годы, ознаменованные борьбой моих родителей и воспитателей с дурной привычкой сосать указательный и средний пальцы левой руки. Среди методов борьбы были и зеленка, которой мне мазали пальцы перед «тихим часом» (а после я, с вымазанным в зеленке ртом, становилась объектом насмешек), и левомитициновый спирт, надолго окутывающий рот горечью, и, конечно, постоянные угрозы, что в один «прекрасный» день мои пальцы просто перестанут расти. Насколько я помню, все эти методы не приносили никакого успеха, потом привычка исчезла сама собой, но воспоминания о пережитом позоре остались. Будучи взрослой, я попыталась установить причины возникновения этой привычки, и пришла к выводу, что попав в 9-тимесячном возрасте в круглосуточные ясли (тогда мамы выходили на работу по исполнении ребенком 2-хмесячного возраста), я, чувствуя себя брошенной, стала находить утешение в сладких грезах под новоприобретенную привычку.
Я не хочу акцентировать ваше внимание на последствиях, которыми грозит ребенку та или иная вредная привычка. Все родители в большей или меньшей степени осознают, насколько негативно это может сказаться на физическом и психическом здоровье вашего выросшего чада. К тому же, надо признать, что большая часть привычек исчезает сама по себе по мере взросления человека. (Так привычка грызть ногти у девочек ими преодолевается, когда они начинают интересоваться маникюром и заботиться о красоте рук.)
Отнюдь не гиперболизируя вредные последствия этих привычек, я настойчиво призываю родителей не доводить дело до борьбы с ними. Старайтесь не оставлять малыша надолго наедине с самим собой, внимательно приглядывайтесь к новым проявлениям интереса вашего ребенка. Постарайтесь вычислить и устранить те ситуации, при которых малыш чувствует психологический дискомфорт.
Относительно поведения детей чуть постарше. Заметив что-либо, что вас настораживает, или даже пугает, не впадайте в панику, начните больше времени проводить с малышом, уделяйте ему по возможности максимум своего внимания; рассказывайте ему забавные истории, в которых герои повествований смогли преодолеть какие-нибудь вредные привычки и при этом оказались самыми-самыми (умными, храбрыми и т. д.)
Вспомните свое детство, свои, должно быть уже подзабытые, вредные привычки. Так вам будет легче проанализировать ситуацию, в которой оказался ваш ребенок, и вы сумеете помочь ему, не навредив его психике. Чтобы во взрослом возрасте он вспоминал об этом с умилением, как о детских шалостях, а не с осознанием пережитых комплексов.